Все инструменты, представленные на любой страничке этого сайта изготовил мастер Андрей Бабичев
Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. ситар — семиструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово гитара претерпевало изменения: кифара в древней Греции, латинское cithara, gitarra в Испании, chitarra в Италии, guitare во Франции, guitar в Англии и наконец гитара в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.
Испанская гитара
В течение XVIII–XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.
В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретенная в Испании гитара с 5-ю сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII — начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.
Гитара фламенко
Гитара фламенко (guitarra flamenco) имеет основные конструктивные особенности и строй такие же, как и у классической шестиструнной гитары. Но есть и ряд различий. Обечайки и нижняя дека у нее сделаны из кипариса (cypres), вместо темного палисандра (chacaranda) - бразильского розового дерева, как на классических гитарах. Вместе с несколько иной толщиной дек, размерами и внутренними пружинами эти различия придают гитаре фламенко характерную особенность звучания, отличающуюся большим блеском и вибрационной отдачей по сравнению с мелодическим резонансом классической гитары. Верхняя дека делается из мелкослойной ели (канадской или немецкой), а в последнее время - из канадского кедра. Шейка грифа также делается из кедра или твердых пород, а накладка на гриф - из черного дерева. Верхний и нижний порожки изготавливаются из кости. Для предохранения верхней деки от повреждений, которые неизбежно появятся при использовании приема гольпе (ногтевой удар пальцами правой руки по деке), на нее устанавливается защитная пластина, которая называется гольпеадор.
Гитара фламенко более чувствительна и "отвечает" быстрее, чем классическая гитара. Это является решающим фактором для получения подходящего звука. Ряд исследователей считают, что кипарисовые гитары пользовались популярностью по причине их относительной дешевизны по сравнению с палисандровыми, да и те были достаточно дороги для простонародья.
Гитара негро (guitarra negro) - буквально: "смуглая" гитара. Это современный тип гитары фламенко, который создал знаменитый гитарный мастер Хосе Рамирес Третий (Jose Ramirez III). У этой гитары задняя дека и обечайка делаются из палисандра. Большинство современных гитаристов фламенко перешли на этот тип гитары.
Гитарра бланка (guitarra blanco) - буквально, "белая" гитара. У этого инструмента обечайки и задняя дека сделаны из светлого испанского кипариса.
Классическая гитара с 8- 9-10-12-ю и более струнами.
Последние пол-века Испанская гитара развивается такими стремительными темпами, музыканты "перекладывают" для гитары такое количество сторонних, не гитарных, произведений, а работа композиторов прошлых веков и десятилетий оставляет все меньше простора для творчества нынешним гениям нотного стана, заставляя их, подчас, выдавать "на гора" столь сложные и трудно исполняемые произведения, что некоторые исполнители стали обращаться к гитарным мастерам с просьбой изготовить им инструмент с привычным испанским звуком, но с грифом, расширяющим возможности стандартной гитары.
Резонно, что стали появляться 8-ми, 9-ти, 10-ти,12-ти и более струнные инструменты с обычной испанской конструкцией корпуса и расширенным грифом. Правда обычной, конструкцию таких инструментов можно назвать весьма условно, так как изменения претерпевают все элементы гитары.
Почему исполнители обращаются к мастерам с просьбой изготовить им инструмент, максимально адаптированный к задачам музыканта, не так уж и важно. Главное, что у музыканта появляется возможность более творчески подойти к исполнению того или иного произведения, по-своему применить аппликатуру пальцев, настроить дополнительные струны в необходимый тон, что сделает исполнение более комфортным и принесет удовлетворение исполнителю и радость зрителю. А в целом, продолжит развитие гитары и в частности исполнительства, композиторского мастерства и умения гитарных мастеров.
Русская семиструнная гитара
В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара».
Русская семиструнная гитара отличается терцевым строем, что придает ей особый музыкальный и тембровый колорит.
Изобретение Русской семиструнной гитары и ее особого строя приписывают Андрею Осиповичу Сихре. Говорят, он был арфистом, и ему стало мало шести струн, поэтому он и придумал семиструнный вариант гитары.
Очень красиво сказал о семиструнной гитаре великолепный музыкант, коллекционер и страстный поклонник этого инструмента Иван Бариев:
-"Семиструнную гитару называют русской или цыганской, и это весьма символично, потому что начало XIX века, время, когда семиструнная гитара, едва появившись, сразу завоевала сердца слушателей и исполнителей, - это эпоха русского и цыганского романса.
Семиструнка - инструмент, благодаря которому мы имеем счастье слышать цыганскую музыку, дошедшую до нас из глубины веков. Цыганская "венгерка", русский и цыганский романс, звучат по-настоящему хорошо только на семиструнной гитаре. Без преувеличения, семиструнная гитара - это часть всемирного культурного наследия цыган, это душа нашего народа.
Искренне ваш - Иван Бариев."
Как это ни странно, но семиструнная гитара в СССР долгие годы плелась в арьергарде у шестиструнной гитары. Картина начала меняться только последние десятилетия. Стали появляться школы семиструнной гитары. Начал просыпаться живой интерес к этому чудесному инструменту. Поможем же возрождению этого удивительно красивого (и в музыкальном плане и в эстетическом) пласту гитарной культуры. Мастера будут изготавливать инструменты, композиторы писать произведения, гитаристы исполнять их, а благодарные зрители награждать всех восторженными криками БРАВО.
Акустическая 12-ти струнная гитара
Стандартная 12- струнная гитара, как инструмент для аккомпанемента, получила признание и уважение в силу своих акустических особенностей - большой мощности и характерного строя, когда спаренные струны настраиваются в унисон или октаву, что дает весьма интересное звучание, по сравнению с обычной шестистрункой. А если пары струн настроить не в чистый унисон и октавы, а с небольшим "нестроевичем", то это делало звук совсем не обычным. В России(тогдашний СССР) 12-струнная гитара испытала пик популярности, связанный с именем Александра Розенбаума. Мне рассказывали, как фанату артиста удалось проникнуть за кулисы с кассетным магнитофоном и умудриться остаться один-на-один с его гитарой и успеть записать звучание открытых струн, чтобы потом дома разобраться, какой все-таки строй у гитары А. Розембаума.
Кому интересно - Александр Розенбаум, играющий на двенадцатиструнной гитаре, использует строй «open G». Но с некоторым отличием. Он использует строй семиструнной гитары с пропущенной пятой струной. Поэтому, пары струн строятся по D-H-G-D-G-D.
Сейчас гитарные мастера и музыкальные фабрики имеют в своем ассортименте 12-струнные гитары, самых разнообразных форм и оформлений, так как многие исполнители используют в своем творчестве эти инструменты. Может быть не в качестве основного, но как одного из имеющихся в использовании. Потому что звучание 12- струнной гитары имеет свой не повторимый характер и "драйв".
"Румалина"- русская 5-хоровая мандолина
Вот уже более 25 лет своей творческой карьеры, в качестве музыкального мастера, ко мне обращаются музыканты с безумными, на первый взгляд, идеями и проектами по созданию весьма странных инструментов. Складывается такое впечатление, что исполнителей явно не устраивает то разнообразие музыкальных инструментов, которое присутствует в их творческой среде. Причем, наметилось два направления экспериментирования с музыкальными инструментами.
--Электронное - различные хитро-встроенные микрофоны, тембр-блоки, тюнеры, устройства автоматической подстройки тона струны и уж совсем экстравагантные, микропроцессорные устройства, позволяющие определить, на каком ладу, какая струна прижата и с каким усилием, с последующей компьютерной обработкой сигнала и передачей параметров обрабатывающей программе или исполнительному механизму, либо сигнализация исполнителю о тех или иных состояниях( например, гитара проекта"Пилигрим").
--Конструкционное направление (более близкое и знакомое мне) - изменение размеров корпуса или его отдельных элементов, изменение конструкции или формы музыкального инструмента, смешение конструктивных элементов от разных музыкальных инструментов(например, сделанные мной когда-то: "гитаранджо"- гитара-банджо, "гитарайка"- гитара-балалайка и тому подобные), изменение количества, мест и методов крепления грифа (грифов).
Что, в конечном счете, рождает необычный, а в некоторых случаях и вообще, малоузнаваемый инструмент.
Именно таким родился, невиданный доселе инструмент, который получил название "Румалина" или "Рума" - Русская мандолина.
Автор идеи, чертежей, формы и конструкции инструмента, заказчик и вдохновитель проекта российский музыкант, гитарист и педагог (ныне живущий в Финляндии) Владимир Малягин.
Инженерный расчет, технические решения, дизайн и изготовление - ваш покорный слуга - Андрей Бабичев. Первый инструмент собирался и разбирался несколько раз, посещались музеи музыкальных инструментов Петербурга, менялись многие параметры инструмента и элементы внешнего вида, и в результате - получился прекрасный инструмент и внешне (на фото) и, главное, по музыкально-звуковым характеристикам. Мощное «мандолинное» звучание достигается благодаря парным «хорам» (сдвоенным струнам); отчетливая атака, глубокий и насыщенный тембр, чистый и объемный тон, динамическая ровность всего звукового диапазона – это результат конструктивного решения, заключающегося в делении рабочего объема корпуса на регистровые секции поперечного расположения. Регистровые секции образованы как формой инструмента, так и элементами внутренней конструкции. На это конструктивное решение Владимир Малягин в 2008 году получил патент на изобретение.
К исполнительским достоинствам инструмента можно отнести такие как: многообразие технических приемов, скорость пассажной техники и скрипичный диапазон – все это дает возможность исполнения скрипичного и флейтового репертуара без изменений. Форма Румалины создает условия для удобного удержания инструмента во время исполнения сидя, а «русский» квартовый строй позволяет играть на Румалине домристам без предварительной подготовки. Сам автор инструмента уже 10 лет использует Румалину в своей концертной практике, в основном за рубежом, где этот необычный инструмент встречает неизменно восхищенный прием у публики.
Инструмент получил положительную оценку специалистов, в том числе и норвежского скрипача, композитора и дирижера, Рыбака Игоря Александровича, отца норвежского певца, скрипача и композитора, победителя конкурса песни «Евровидение 2009» в Москве, Александра Рыбака.
Подробнее познакомиться с инструментом и замечательным музыкантом, преподавателем и изобретателем можно на его новом сайте: http://www.diskons.eu
Ситтерн - Шотландский бузуки
Разобраться в ширящемся ассортименте струнных щипковых с длинным грифом сложновато из-за отсутствия стандартных названий для инструментов-гибридов среди музыкантов и мастеров-изготовителей. Есть общее согласие в отношении того, чтО есть греческий бузуки в его современном и народном виде. Что такое мандола и мандочелло – определено благодаря классическим ансамблям мандолинистов, однако инструменты, выходящие за эти рамки, каждый называет по своему. Похожий инструмент в разных руках может носить название мандола, бузуки, ирландский бузуки, мандочелло, ситтерн, кельтский ситтерн, октавная мандолина, blarge или даже bizzar.
В реальности каждый музыкант сейчас знает, что существует масса разных названий, и поэтому не стоит придавать этому чрезмерного значения. Все же есть несколько принципов, которые могут помочь. Мандолины и мандолы определяются по своим размерам и устойчивым настройкам: GDAE и CGDA соответственно. Мандочелло почти в два раза больше мандолы, и настраивается точно октавой ниже. С другими инструментами дело более запутанное. Если инструмент имеет три или четыре ряда струн (сдвоенных или строенных) и действительно длинный гриф, то вероятно можно назвать его бузуки. Если гриф покороче и строй GDAE, то это, скорее всего, октавная мандолина, бузуки или ситтерн. Общая тенденция такова: инструмент такого типа с пятью рядами струн обычно называют ситтерн, но в этом полного согласия между мастерами-изготовителями нет. Если рядов струн шесть и больше, то это гиттерн или bizzar, последнее название также применяется и для инструментов с четырьмя рядами струн и резонатором в форме гитары.
Стефан Собелл, наверное, самый известный мастер-изготовитель на Британских островах, первый стал экспериментировать с резными задними и передними деками на инструментах семейства бузуки. По иронии судьбы, за это дело его заставила взяться португальская гитара, а не бузуки. «Я не знал, как с этим инструментом обращаться, пока не настроил его по мандолиновому GDAE», — вспоминает он. «Когда в конце 60-х я встретил Энди Ирвина, он строил инструмент GDAD, и эта открытая настройка хорошо подходила для сопровождения песен и игры мелодий. Я добился хорошего тембра, однако не очень мощного. В то самое время мне в руки попал «Мартин С–3» (очень редкая ранняя джазовая акустическая гитара с большим резонатором). Я подумал, что если смогу соединить мощный, резкий тембр «Мартина» с формой, чувственностью и настройкой португальской гитары, то получится что-то действительно интересное».
Собелл назвал свое творение ситтерн, потому что оно напоминало средневековый английский инструмент с таким же названием. Вскоре он уже продавал разновидности этого первого прототипа музыкантам по всем Британским островам. Он был первым, кто добавил еще одну пару струн к оригинальным четырем, что позже стало стандартом для остальных изготовителей ситтернов.
Вырез под левую руку или "Cutaway"
Огромное значение для исполнителя имеет удобство игры на гитаре. Но как же не хватает длинны пальцев, что бы комфортно играть за двенадцатым ладом! Что бы облегчить себе жизнь. Какой-то умный музыкант упросил мастера сделать вырез на гитаре. А может быть некий мастер предложил музыканту попробовать поиграть на гитаре с придуманным им вырезом под левую руку. Как родилась эта идея уже и не важно. Главное, что появились на свет акустические гитары с вырезом. Играть стало намного удобней. Со временем, немного покочевряжась, и некоторые классические гитаристы стали заказывать себе такие инструменты. Варианты выреза стали мутировать. Он то острый, то закругленный, то просто углубление в верхней деке и обечайке, как бы срезанное под 45 градусов. Но самым тривиальным решением оказалось простое изменение конструкции гитары, делая её разноплечей. Сейчас многие классические гитаристы заказывают такой разноплечий инструмент. Он не уродует рогатым вырезом строгую испанскую форму гитары и даёт возможность пользоваться благами выреза.
Армрест и функциональные скосы
Гитарный мастер Андрей Бабичев